мая 22, 2013

Отношения поколений. Концепция «Вложения» и передача травмы из поколения в поколение.

Вамик Волкан написал ряд книг и статей на тему психологических проблем, возникающих вследствие различных катастроф (военных действий) и политических конфликтов. В этой публикации я сделаю краткий обзор его статьи «Массовые травмы (во власти «других»): особенности идентичности больших групп, передача травмы из поколения в поколение, «выбранные травмы» и их последствия».

Он пишет о том, что травма, пережитая большой группой (например, военное вторжение) в отличие от случайных естественных трагедий (наводнение, например), сопровождается невыносимыми чувствами, которые переживает вся эта общность – стыд, унижение, беспомощность и дегуманизация. При этом зачастую оплакивание потери затруднено или невозможно (Вамик Волкан, 2006). Если такое происходит, и страдание сообщества не может быть преодолено, члены сообщества принуждают последующее поколение (поколения) посредством трансгенерационной передачи травмы, завершить эти неоконченные психологические процессы. Об этом феномене стало известно из-за сложных случаев психотерапии, психологического консультирования потомков пострадавших людей.

«Вложение» – активный процесс, в котором инициатива исходит от взрослого. И хотя ребенок не полностью пассивен, принимая вложения взрослого (родителя или заменяющего его лица), все-таки взрослый использует ребенка (бессознательно в основном) как резервуар для собственных невыносимых чувств и страданий. Травматический опыт, который создаёт эти ментальные образы недоступен ребёнку. Тем не менее, эти ментальные образы вложены в ребёнка, но без основанной на опыте контекстуальной рамки, которая создаёт их.

В процессе вложения, те, кто вкладывают, экстернализируют (воплощают) причиняющие беспокойство образы в другого человека, для того, чтобы стать «свободными» от несения этих образов в себе, и для того, чтобы справиться с душевными конфликтами и тревогой, ассоциирующимися с подобными образами.

Когда взрослые, которые были резервуаром для вложенных образов в течение своего детства, приходят в психоанализ, сопротивление этих людей аналитическому процессу и «улучшению» внешне концентрируется в какой-то момент на возможности перестать функционировать как резервуар, или по меньшей мере изменить это условие, изменить существующее чувство идентичности.

Какие возникают сложности во время работы психоаналитика с такими клиентами? На определенном этапе психотерапии клиент должен отказаться быть резервуаром для страданий и тревоги своих родных. И это на самом деле очень сложный процесс, так как он предполагает, что клиент «отдает» эти непереносимые чувства обратно.

В клиническом случае, который приводит Вамик Волкан в своей работе – «вернуть» нужно было невыносимые страдания пожилому человеку (надо понимать, что мы говорим о психологических процессах). И клиент не сразу нашел вариант, как это сделать так, чтобы близкий ему человек уцелел. По сути своей «вложение» – это психологическая защита от невыносимого страдания, от чувств, которые невозможно переносить. Вернуть их человеку, который является их источником, равносильно психологическому убийству – в данном клиническом случае фактически это было равносильно убийству, но клиент нашел замечательное решение, очень творческое, которое позволило ему уберечь отчима.

Здесь сложная задача психотерапевта в том, чтобы помочь всем участникам этого бессознательного процесса.

Комментариев нет: